Инфраструктурные облигации

В правительстве обсуждают вопрос об инфраструктурных облигациях. Минстрой с участием ДОМ.РФ прорабатывает выпуск таких облигаций на строительство инженерных сетей для жилья. Применение их позволит профинансировать строительство коммунальной и инженерной инфраструктуры в российских городах. Пилотными регионами могут стать Тульская, Нижегородская, Тюменская и Ленинградская области. «Автодор» рассматривает возможность выпуска «народных» облигаций для финансирования строительства новой скоростной автотрассы М12 от Москвы до Казани. Компания уже использует механизмы привлечения средств на рынке, и ее облигации достаточно активно выкупают российские банки. Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко сообщил, что ведомство рассматривает вопрос о «вечных» облигациях, которые могут покупать, в том числе, физические лица. По словам Петушенко, вложенные в дорожное строительство деньги защищены — при небольшой доходности их возвратность обеспечена трафиком по построенной дороге. Президент РФ Владимир Путин 26 августа на совещании с правительством заявил о необходимости развивать использование этого финансового инструмента.

Какие условия выпуска облигаций могут предложить власти для финансирования строительства коммунальной инфраструктуры и автотрасс? Чем эти условия могут отличаться от условий правительственных ОФЗ для юридических и частных лиц? — Чем можно привлечь к покупке инфраструктурных облигаций частных лиц? — Какие суммы реально привлечь в целом и для отдельных проектов с помощью таких облигаций? Например, для трассы Москва-Казань? — Из каких средств будут обслуживаться облигации, предназначенные для финансирование коммунальной и инженерной инфраструктуры в городах? Как это скажется на стоимости строительства и коммунальных услуг? — Из каких средств будут обслуживаться облигации, предназначенные для финансирования автотрасс? Как это скажется на цене проезда по этим дорогам? — Есть ли мировой опыт выпуска таких облигаций, и что из него можно, а что невозможно, применить в российских условиях?

Мы, как представители сферы саморегулирования в строительстве, приветствуем и поддерживаем инициативу главы государства по внедрению на российском рынке такого важного финансового инструмента, как инфраструктурные облигации или бонды. Передовой опыт развитых стран Запада и Юго-Восточной Азии, таких как США, Австралия, Южная Корея, даже Казахстан, показывает, что инфраструктурные облигации, главным образом в виде муниципальных целевых бондов (municipal bonds) активно способствуют развитию инфраструктуры на локальном и региональном уровне. Например, в США за счет инфраструктурных облигаций, выпускаемых как штатами, и конкретными округами, финансируется уже больше половины строительных и инфраструктурных проектов. Это очень позитивный пример и эффективный механизм государственно-частного партнерства. С стороны СРО есть готовность инвестировать часть своих финансовых резервов в покупку инфраструктурных облигаций, если доходность по ним будет выше, чем по депозитам. Но здесь важнейшим вопросом является надежность такого рода финансовых инструментов. Если доходность будет гарантирована государством, то такие бумаги будут широко востребованы участниками строительного рынка, в том числе СРО. Кроме того, важно, чтобы это были облигации, выпускаемые под конкретный проект и, соответственно, обеспеченные государством или конкретным источником дохода, так называемые revenue bonds. Это весьма надежный и популярный на Западе инструмент, за счет такого рода ценных бумаг реализуются почти все крупные инфраструктурные проекты. Более того, покупка СРО инфраструктурных облигаций была бы гораздо более действенной мерой поддержки предприятий строительной отрасли, чем, например, продвигаемые НОСТРОЙ займы за счет компенсационных фондов обеспечения