Новые форматы недвижимости коворкинги, коливинги

Каковы причины появления новых форматов недвижимости? Коворкингов, коливингов? В чем особенности каждого из них?

В целом понятие «экономика совместного потребления», когда люди не приобретают блага, а берут часть их в аренду по мере необходимости, появилось относительно недавно. Это считается актуальным западным трендом.

Хотя на самом деле нечто подобное уже практиковалось ранее, как на Западе, так и в Советском Союзе. Вспомним знаменитый американский постер времен Второй Мировой войны «Если ты едешь в машине один, ты едешь с Гитлером». Плакат призывал брать в поездки на автомобиле попутчиков, чтобы снизить потребление бензина, автозапчастей и других сопутствующих материалов, необходимых для экономии ресурсов ради нужд фронта. В СССР также были огромные фонды общественного потребления. Люди совместно пользовались общежитиями, коммуналками, колохозным инвентарем, помещением и оборудованием домов культуры, спортивных секций и клубов.

Коворкинг – это прекрасная возможность, прежде всего для фрилансеров или команд стартаперов, серьезно сэкономить на аренде офисных площадей. Вместо дорогостоящей аренды постоянного рабочего пространства под офис молодой фрилансер с ноутбуком может арендовать на несколько часов стол в коворкинге и плодотворно поработать там.

В то же время это дает возможность владельцам недвижимости зарабатывать понемногу, но регулярно. Это становится особенно актуально в периоды экономического спада, когда предложение недвижимости превышает спрос на нее, так как многие фирмы и предприятия прекращают свою деятельность и больше не могут позволить себе или не нуждаются в аренде офисных площадей. Ведь владельцу офисной недвижимости выгодней переделать ее под коворкинг в условиях кризиса, чем нести эксплуатационные издержки по поддержанию помещений в рабочем состоянии в отсутствие арендаторов.

Формат «коливинга» — не является, на мой взгляд, чем-то революционно новым. Сдача жилых помещений в субаренду сторонним жильцам, либо съем квартиры вскладчину несколькими самостоятельными арендаторами широко практиковалась в мире, да и в России еще до революции. В советское время с коммерческим наймом жилья было чуть труднее из-за законодательных ограничений. Но снять комнатку, а то и две у бабули было также вполне возможно. Вспомним Шурика из «Операции Ы», который, будучи студентом, арендовал жилье у пожилой вахтерши.

Насколько перспективны данные форматы в России, Петербурге? Насколько сильно они пострадали во время пандемии?

В Москве и Петербурге уровень жизни и потребления гораздо выше, чем в остальной России. Здесь гораздо больше возможностей для трудоустройства и культурного досуга. Поэтому обе столицы активно аккумулируют население со всех регионов. Разумеется, люди, приезжающие из регионов, как правило, ограничены в средствах, поэтому стремятся сэкономить на аренде жилья. Студенты или люди, приехавшие на заработки, охотно арендуют «коливинги», то есть места, где можно бюджетно ночевать. Есть специальные общежития и квартиры, организованные по типу хостелов. Они пользуются большим спросом, прежде всего, со стороны выходцев из Средней Азии, ищущих работу в России. В настоящее время из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, число мигрантов в Москве и Петербурге сократилось. Поэтому, вероятно, несколько сократился и спрос. С другой стороны, иногородние студенты и граждане, приезжующие на заработки из дальних регионов могут компенсировать нехватку арендаторов из числа гастарбайтеров.

Интересны ли коливинги и коворкинги для инвесторов? В том числе по сравнению с апартаментами и жилой недвижимостью?

В принципе для не очень крупных инвесторов, не обладающих большими финансовыми возможностями, именно формат коливингов и коворкингов мог бы стать оптимальным.

Во-первых, под коливинги и коворкинги можно приспособить не очень большие по площади помещения, в том числе бывшие жилые квартиры или, например, склады, технические комнаты. В то время как офисные площади требуют специальных типов зданий и к ним выше законодательные требования.

Во-вторых, в период финансового кризиса и административных ограничений из-за коронавируса, в том числе требований отправить часть сотрудников на «удаленку», либо вообще перейти в режим «самоизоляции», приводят к простою большого количества офисных помещений. При этом эксплуатационные платежи собственники зданий и помещений по-прежнему несут. Вероятно, чтобы не терять доход или вообще не терпеть убытки для многих арендодателей было бы целесообразно переоборудовать часть офисных пространств под коворкинги. Это дало бы владельцам пусть не очень большой и стабильный, но доход. В общем-то это самоочевидное и логичное экономическое решение: в отсутствие крупной оптовой торговли переходить на розничные продажи. В отсутствие долговременных состоятельных арендаторов идти в менее доходный, но более массовый сегмент и искать в нем потребителей.